Зачем Арабские Эмираты участвуют в проекте лёгкого истребителя 5-го поколения

В конце февраля 2017 г. было объявлено, что Россия и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) договорились о совместной работе по созданию лёгкого истребителя пятого поколения. Работа над проектом должна начаться в 2018 году, а через семь-восемь лет — его производство, однако остаётся неясным, приведёт ли такое партнёрство к конкретным результатам.

Эмиратам не привыкать к сотрудничеству с Россией, но для обеспечения боевыми самолётами эта страна всегда опиралась на своих западных союзников и, в частности, на США. До сих пор такое положение вещей казалось незыблемым.

Помимо участия в программе развития лёгкого истребителя 5-го поколения, ОАЭ проявляет интерес к тяжёлым многофункциональным истребителям Су-35С (Взгляд, 8.11.2015). Если дело дойдёт до реального контракта и поставок, это значительно усилит позиции российской оборонной промышленности и потенциально может изменить баланс сил в регионе.

Сотрудничество России и Объединённых Арабских Эмиратов в этой сфере воспринято участниками отрасли с неожиданностью. В течение последних лет ряд западных компаний уже столкнулись с провалом соглашений по истребителям четвёртого поколения с эмиратской стороной, но работа в этом направлении всё ещё продолжается.

Россия предложила Эмиратам хорошие условия сотрудничества. В соответствии с соглашением, Россия предоставит ОАЭ технологии истребителя пятого поколения, который будет производиться в партнёрстве с эмиратскими оборонными предприятиями.

Со стороны официальных лиц Эмиратов заявления были более сдержанными. Подтверждая сам факт подписания соглашения, указывалось, что оно связано только с «закупкой, разработкой и частичным изготовлением передовой воздушной, наземной и военно-морской техники для удовлетворения требований вооруженных сил ОАЭ».

Объединённые Арабские Эмираты являются ключевым союзником в регионе для партнеров США и НАТО на протяжении нескольких десятилетий.

За последние 15 лет аэродромы ОАЭ использовались для поддержки операций в Ираке и Афганистане. Эта страна считается настолько надёжной, что Военно-воздушные силы США разместили в 2012 году свои F-22 Raptor на авиабазе «Аль-Дафра» для использования их в Сирии (VPK-news, 07.05.2012). На вооружении ВВС ОАЭ стоит наиболее продвинутая версия истребителя F-16 Fighting Falcon. Но попытки Европы продать самолёты Rafale компании Dassault или Eurofighter Typhoon до сих пор пробуксовывают, отчасти потому, что Абу-Даби жёстко торгуется за лучшие условия сделки.

Читайте также  Обзор мирового рынка базовых патрульных самолётов


Читайте также: За основу лёгкого истребителя 5-го поколения будет взят МиГ-29

Высшие правительственные чиновники Эмиратов уже в течение нескольких лет проявляют заинтересованность в присоединении к программе истребителя пятого поколения и считают, что F-35 идеально им подходит, но США отказывают в доступе к программе странам Персидского залива, по крайней мере на сегодняшний день.

Израильское лобби в США оказывает сильное влияние на продажи этих современных самолётов в регионе, что в целом делает их доступными в первую очередь для Израиля. Как пример — только спустя пять лет после того, как Израиль получил свои первые F-15 Eagle, самолёты, наконец, были поставлены Саудовской Аравии.

Несмотря на готовность ОАЭ тратиться на самую современную военную технику, США не спешат с поставками передовых вооружений. Во время администрации президента Барака Обамы Эмиратам было отказано в ударных БПЛА, но в тоже время в 2013 году был одобрен контракт на менее чувствительную версию БПЛА General ATOMiCS Predator, известный в ОАЭ как RQ-1E. Эти беспилотники не несут какого-либо оружия, что вынуждает Эмираты, наряду с соседней Саудовской Аравией, обратиться к Китаю чтобы получить альтернативную систему CH-4.

«ОАЭ имеет амбиции и по развитию своей национальной промышленной базы аэрокосмической обороны», — говорит Дуглас Барри, старший научный сотрудник лондонского Международного института стратегических исследований. «Но, возможно, что партнёрство в российском проекте не обязательно является лучшим способом для достижения этой цели. Альтернативной точкой зрения может быть то, что это попытка получить рычаги давления на США, чтобы в конечном итоге получить доступ к F-35», — поясняет Барри.

По мнению Aviation Week, разработка истребителя пятого поколения на базе МиГ-29 является странным решением. Издание считает, что участие ОАЭ в этом проекте необходимо, чтобы помочь профинансировать разработку лёгкого многофункционального истребителя, называемого в России ЛМФС, проработка которого идёт уже более десяти лет. С российской стороны в проекте примет участие ОАК как головная организация, компания «Сухой» — как разработчик, имеющий свои собственные исследования в области технологий истребителей пятого поколения, и РСК «МиГ» — как разработчик однодвигательных самолётов. Концепция нового истребителя ещё не определена и пока непонятно, каким будет перспективный самолёт и сколько двигателей он получит.

Читайте также  Евгений Чудновский: SSJ 100 должен стать основной лошадкой на межрегиональных маршрутах

В тоже время издание считает, что ещё ничего не определено и многое может измениться. Как раз в то время, когда появились сообщения о подписании контракта на совместную разработку самолёта, министр обороны США Джеймс Маттис встретился с высокопоставленными правительственными чиновниками ОАЭ, чтобы обсудить двусторонние оборонные связи, и вполне возможно, что администрация президента Дональда Трампа может быть в большей степени готова предоставить современное вооружение своим союзникам в Персидском заливе.

admin